18 июня в фонде «Расправь крылья!» прошел второй по счету День добра. Это традиционное мероприятие в рамках проекта «Волонтерство без границ». Обычно его участники — молодые волонтеры с ментальными нарушениями — встречаются с благополучателями фонда — детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями, а также воспитанниками детских социальных учреждений.

В этот раз к традиционным активностям вроде совместных игр и мастер-классов добавилось еще одно. Ребята-волонтеры впервые сами звонили подопечным фонда и выясняли, какая помощь им нужна.

Казалось бы, чего проще: взять и позвонить? Благо зум стал привычным средством общения за время пандемии. Но для человека с ментальными особенностями такая задача может стать настоящим вызовом. 

Самое необходимое и девичьи радости

Боря — один из самых активных участников проекта «Волонтерство без границ». Он уже собирал посылки подопечным фонда. Но звонок по зуму — первый раз, когда он сам выясняет, что именно должно оказаться в посылке.

— Здравствуйте, меня зовут Борис, и я хочу вам помочь. 

Боря подготовился к встрече и знает, что говорить. Перед ним лежит блокнот, куда он аккуратно записывает все, что перечисляет его собеседница Анастасия. Ее сыну 14-летнему Даниле скоро предстоит операция, потребуются гигиенические принадлежности в большом количестве: памперсы, влажные салфетки, специальный крем от опрелостей. Боря уточняет, нужно ли что-то еще — игрушки или одежда. Удостоверившись, что список готов, начинает прощаться.

— Спасибо вам, счастливо! Пусть операция пройдет успешно, — говорит он напоследок, и Анастасия как будто немного удивляется сложной формулировке. Ребята-волонтеры могут больше, чем кажется на первый взгляд.  

Памперсы и влажные салфетки всегда составляют большие статьи расхода для семей с детьми-инвалидами. Предметы ухода недешевы, их нужно много. Это то, что всегда пригодится — без чего невозможно прожить.

Волонтер Оксана, как и Боря, старается записать все названия производителей и размеры максимально точно, чтобы не ошибиться. Мама 11-летней Маши диктует четко, повторяет по несколько раз и терпеливо ждет, пока Оксана запишет. И только потом благодарит. 

В конце разговора оказывается, что кроме гигиенических принадлежностей пригодятся и канцелярские товары: красивые блокноты, пеналы. Как и любая ее сверстница, школьница Маша обожает всякие «девичьи мелочи», говорит ее мама.

Когда семья отключается от зума, Оксана с облегчением выдыхает: справилась. Куратор от фонда, все время сидевший рядом и помогавший ей записывать, успокаивает и хвалит девушку. Для нее этот звонок — как для обычного человека собеседование в компанию мечты.

«Ребята готовились к встрече, продумывали вопросы. Эта практика для них новая, и почти все переживали. Оксана, допустим, после встречи спрашивала: всё ли она сделала правильно, была ли вежлива, ничего ли не забыла», — рассказывает Ирина Бобылева, куратор волонтеров-стажеров и сотрудник фонда «Расправь крылья!».

В гости к шиншилле с магнитной доской

Мама Альбины уже встречалась с участниками проекта «Волонтерство без границ». Ребята привозили семье посылку домой и видели их домашнее животное — шиншиллу. Волонтер Света громко и эмоционально вспоминает, как пыталась погладить зверька, но ей не разрешили из соображений безопасности. Она готова еще раз приехать к Альбине и ее маме Елене, чтобы привезти все, что им нужно.

Ирина Бобылева говорит, что всем ребятам очень важно увидеть тех людей, которым они помогают: «После зумов они много расспрашивали нас о семьях. Задавали те вопросы, что постеснялись озвучить на зумах. Некоторые ребята захотели побывать в гостях. У них появился большой интерес к их жизни».

Елена во время зума находится на улице. Красивая улыбчивая женщина катит на инвалидной коляске десятилетнюю дочь, которая совсем не говорит и не ходит. У Альбины шунт в голове и отставание в развитии примерно на шесть лет — результаты врачебной ошибки. 

Забыв о шиншилле, волонтеры Света и Маша записывают, что привезти Альбине: вездесущие памперсы и салфетки, цветную бумагу и краски, клей-карандаш. А еще — магнитную доску, с помощью которой можно учиться считать. К ней фигурки: цифры, животных, овощи или фрукты. Главное небольшие, чтобы Альбина могла двигать их во время уроков математики. 

Когда Света и Маша обещают сами найти, купить и привезти магнитную доску с фигурками нужного размера, Елена радуется — это сэкономит ей кучу времени. Волонтеры-стажеры помогают не только детям с ограниченными возможностями, но и их родителям. И далеко не всегда дело в деньгах. 

Можно поговорить не о школе?

Мама десятилетней Ани заказывает пластилин, книги с крупным шрифтом и влажные салфетки. Аня любит рисовать фломастерами, и после этого ей приходиться вытираться: руки ее не слушаются из-за ДЦП. Волонтеры-стажеры — два Володи — с интересом слушают маму Ани, не забывая фиксировать всё в блокноте. Мама Ани говорит, что они молодцы, и это чистая правда. 

«Идея организовать зум появилась, когда ребята стали спрашивать: как узнать, что именно везти в семьи? На наш взгляд, такие беседы дают большую вовлеченность, — объясняет Ольга Заводилкина, психолог и сотрудник фонда «Расправь крылья!». — Ведь ребята не привыкли спрашивать о том, что нужно людям вокруг — обычно как раз им все помогают. Теперь же они приучаются думать о других, узнавать, формулировать вопросы самостоятельно. Это, конечно, меняет их отношение к делу».

Так, ребята выясняют, что девочка учится в школе и любит устраивать дома «урок технологии», то есть рисования. Только непонятно, как она будет заниматься дальше без специального джойстика, который сломался. Джойстики для детей с ограниченными возможностями выдают в школах, но только по штуке на человека. Новое устройство стоит около 33 тысяч рублей — для семьи это большая сумма. Пока маме Ани неизвестно, где такую сумму искать.

— Ребята, а что вы делаете на каникулах?— спрашивает Аня. Она не любит, когда говорят о школе во время каникул.

Волонтеры с удовольствием рассказывают о работе в типографии «Пиктодидактик», где они делают сумки, кружки и другие сувениры. Предлагают сделать что-нибудь для Ани, и ее выбор падает на футболку с «картой погоды». Она даже согласна на дождь — но только по выходным.

Мама рассказывает, что Аня целый день ждала встречи с волонтерами. Ей очень нравится все, что связано с компьютером, в том числе зум. Они с ребятами договариваются встретиться еще раз. Ссылку на зум Аня просит прислать в Skype или в Whatsapp.

Рисунки, шахматы и мечта

Волонтер Таня и девятилетняя Рита беседуют больше получаса — они явно интересны друг другу. Рита показывает свои рисунки: лес, улиток, машину с мороженым. Но больше всего в ее папке эскизов одежды. Рита планирует стать модельером. Среди рисунков, например, есть шляпа с пропеллером, чтобы ее обладатель мог взлететь, и одежда с диодами, на которую нельзя смотреть без специальных очков.

Таня внимательно рассматривает работы, задает вопросы, хвалит Риту. Спрашивает, чем может помочь «настоящей художнице».

Рита сразу называет самое нужное: перламутровые цветные ручки, мяч примерно в полтора килограмма, термобелье и специальные штаны с молниями по бокам для занятий лыжным спортом. Девочка катается пока на любительском уровне и без команды — консультируясь с тренером параолимпийской сборной России. Еще она ходит в бассейн, занимается ЛФК и немного шахматами. Таня под впечатлением и обещает все раздобыть.

Есть в списке пожеланий семьи и вещь посерьезнее — электроприставка к коляске. В холодное время года Рите трудно управлять ею даже с маминой помощью. Во-первых, моментально замерзают руки. Во-вторых, надо с очень большой силой крутить колеса, объезжая наледи и сугробы. 

«Мы думали, что мы сильные. Но этой зимой оказалось, что против погоды нам не справиться», — говорит мама Маргариты.

С электроприставкой коляска будет ехать сама, но стоит она около 120 тысяч рублей. Фонд «Расправь крылья!» не может помочь с покупкой такого уровня и ищет компанию-спонсора. 

А пока Таня готовит все остальное по списку, чтобы отвезти семье. Кроме того, на зуме Рита с мамой предложили вместе погулять на ВДНХ — девочка давно хотела там побывать. А куратор пообещала поиграть с Ритой в шахматы. Следующая встреча уже назначена.